Более подробно данная тема раскрывается в книгах "КУНГ-ФУ. Формы Шоу Дао", глава "Девять кругов", и "Секс и долголетие", глава "Пути, ведущие в бесконечность". Ссылки на книги расположены после данной статьи.
Использование круговых движений является основой рукопашного боя в Шоу Дао, кроме того, система кругов приобрела в Шоу Дао универсальный смысл, распространяется на управление энергией, выбор жизненного пути, общение с людьми и т.д. Ещё круги называют "путями, ведущими в бесконечность". Каждый круг символизирует выбор определённого жизненного пути. "Путь воина" - это круг или плоскость (что в данном случае одно и то же, потому, что плоскость это круг бесконечного диаметра), проходящая вертикально через середину туловища человека, перпендикулярна ему и уходящая бесконечно как вперёд, так и назад. Ассоциация этой плоскости с путём воина очевидна - плоскость всегда направлена чётко вперёд, не отклоняясь в сторону, символизирует силу, целенаправленность, решительность.
Вторая плоскость, движения в которой необходимо изучать начинающим, расположена под углом 45 градусов к первой. Точно так же, под тем же углом, но в другую сторону от вертикальной плоскости, расположена ещё одна плоскость. Эти две плоскости можно легко запомнить как наклонные плоскость левой и правой руки. Рука, поднимающая снизу вверх по диагонали поперёк тела, движется как раз по соответствующей ей плоскости. В Шоу Дао плоскость левой руки называется "Путь отшельника", а плоскость правой руки "Путь купца". Левая рука относится к инь и является олицетворением мирского, силы, хитрости, согласно языку жестов. Правая рука движением ян применяет силу и хитрость, с их помощью воздействует на окружающий мир, а движением инь собирает богатство. Подобная символика плоскостей левой и правой руки и предопределила их название. Горизонтальная плоскость, находящаяся на уровне солнечного сплетения и проходящая через ту же линию, по которой пересеклись три предыдущие плоскости (линия пересечения этих плоскостей проходит через солнечное сплетение), называется плоскостью человека. Она, как и все остальные, распространяется вперёд и назад, пронизывая тело исполнителя. Горизонтальная плоскость, на которой стоит исполнитель, то есть плоскость почвы, называется "земля". Если исполнитель поднимет руку ладонью вверх над головой, согнув её в локте таким образом, чтобы расстояние между поднятой вверх кистью руки и макушкой головы составляла длину ладони с выпрямленными пальцами, то обращенная вверх ладонь окажется в плоскости "неба".
Следующая плоскость, "вершина дерева", тоже горизонтальная и проходит на уровне макушки исполнителя. Следует отметить, что если исполнитель согнёт ноги, то расстояние, уменьшится как впрочем, и расстояние от "круга земли" до других горизонтальных кругов-плоскостей, так как части тела, на уровне которых находились они, стали, расположены ближе к земле. Горизонтальная плоскость, расположенная на уровне ключиц, называется "плоскостью воздуха". Иначе эту плоскость называют "круг воздуха".
На уровне рта находится горизонтальный "круг пищи". На уровне бровей - "круг огня".
На уровне пупка располагается горизонтальный "круг жизни", под ним, на расстояние трёх цуней, от него, находится горизонтальный "круг силы" (один цунь равен максимальной ширине ногтевой фаланги большого пальца руки). На расстоянии длины ладони с выпрямленными пальцами вниз от "круга силы" располагается "круг воды".
Если встать в полный рост и опустить руки по швам, то конец среднего пальца на каждой из кистей рук укажет на ноге точку, через которую проходит горизонтальная плоскость "ствол дерева". Ровно посередине, между "кругом земли" и "кругом основания дерева" находится круг "корни дерева". Это единственная плоскость, не привязанная к анатомическим ориентирам на теле исполнителя.
Если начертить на земле восмилучевую фигуру восьми триграмм, представляющую собой два креста, находящихся в одной плоскости, имеющих общий центр и расположенных таким образом, что угол между смежными лучами фигуры составляет 45 градусов, и стать на её центр таким образом, чтобы лицо было направленно вдоль одного из лучей, то линия концентрации физической и внутренней энергии человека, стоящего в центре, будут располагаться в вертикальных полуплоскостях, проекциями которых являются лучи фигуры.
Если плоскость круга расположена перпендикулярно лучу фигуры восьми триграмм, ей присваивают название "круг ворот", а для обозначения соответствующей линь прибавляется название соответствующей триграммы либо её расшифровка по уровням: полный ян или три ян; полный инь или три инь; два ян один инь; верхний ян, средний инь, нижний ян и т.д. ("круги ворот" именуются попарно против часов стрелки). Фигура восьми триграмм и расположение на ней символов в Шоу-Дао отличаются от "фигуры ранних небес", вернее от расположения и подбора образов и символов на них. Фигура восьми триграмм в Шоу-Дао ближе всё-таки к "ранним небесам". Первые ворота - это "ворота неба". Их символ - три цельные линии ян друг над другом. Свойство этих ворот - сила, в том числе и творящая. Если боец обращен лицом к "воротам неба", то за спиной его будут "ворота земли". Это "зеркало неба", ворота интуиции и отступления под натиском силы. Символом "ворот земли" являются три прерывистые линии инь. Первые ворота налево от "ворот неба" - "ворота горы". Это скрытое инь, выглядывающая как ян. Им присуще внешнее спокойствие; внутри которого дремлет вулкан. Символом "ворот горы" является верхняя цельная линия ян, а под неё - две линии инь. Справа и сзади от бойца, в направлении, противоположном "воротам горы", расположены "ворота озера". Этим воротам соответствует триграмма, состоящая из верхней прерывистой линии инь и двух цельных нижних линий ян. Это замаскированное ян считается источником радости и оптимизма. Слева, от "ворот горы" - "ворот воды" таящие в себе опасность, заключающеюся в ян, расположенные между двумя инь. По правую руку - "ворота огня", которым присуща цепкость благодаря инь, заключённому между двумя ян. Слева и сзади - "ворота грома", свойство которых - побуждать к движению благодаря ян, пытающемуся вырваться из-под тяжести двух инь, расположенных над ним. Противостоят "воротам грома" расположенные справа и спереди "ворота ветра". Им присуще проникновение благодаря инь, расположенному под двумя Ян.
Выражаем благодарность за создание иллюстраций к данной статье: Севостьянов В.В., Викторов В.В., Якимов Д.В.